Темы самообразованию воспитателя доу театрализованная деятельность. Самообразование "театрализация как средство всестороннего развития детей"

План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад 1» на учебный год Олейниковой А.И. Тема: «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»


Введение Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.


Пояснительная записка Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Цель моей работы: Цель моей работы: 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.


Цели и задачи, срок реализации плана по самообразованию Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Задачи: побуждать интерес к предлагаемой деятельности; побуждать интерес к предлагаемой деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; формировать представление о различных видах театра; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. Срок реализации: 1 год(учебный год) Срок реализации: 1 год(учебный год)


Этапы реализации Теоретический этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 1 Сентяб рь Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок; Знакомить детей с русскими народными сказками Развивать интерес к слушанию произведений Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок


2Октябрь Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров Пополнение театрализованного уголка видами пальчиковых театров Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята»Показ детям сказки «Колобок»Пальчикова я игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»


Основной этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 3 Ноябрь Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка» Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки» Вызвать желание участвовать в театрализованной игре. Опрос родителей Опрос родителей «Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности» Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме. Подбор консультаций по данной теме.


4Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Театрализованн ая игра «Что ты видишь, покажи». Пальчиковая игра «Этот пальчик» Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный) Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику


5 Январь Мини-сценка «Таня и мячик» В.И. Мирясовой Изучение потешек «Идет коза рогатая…», «Лиса по лесу ходила…», «Кисонька- Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…» Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока- белобока» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности Оформление информационно го стенда по теме «Игра- драматизация, ее значение в народных Подготовка к Рождественском у празднику


6Февраль Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…» Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др. Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам


7Март Инсцени-ровки сказок«Лиса и заяц», «Три медведя» Дидактические игры «Назови ласково героя», «Скажи словечко», «Кто, как говорит» Тренировать четкое произношение звуков, тренировать речь, память, внимание Анкетирование родителей «Умеете ли вы организовать досуг ребенка дома?» Анализ результатов Подбор информации для консультации родителей по данному вопросу




Заключительный этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 9Май Проект по проделанной работе. Фотоотчет Подготовка отчета о проделанной работе Оформление стенда с фотографиями «Наш театр» Опрос родителей «Ваше мнение о продела-нной работе».


Ожидаемые результаты пробудить интерес к предлагаемой деятельности; пробудить интерес к предлагаемой деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; сформировать представление о различных видах театра; сформировать представление о различных видах театра; развить речь, воображение и мышление; развить речь, воображение и мышление; научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру. научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру.

Дата публикации: 11.09.17

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна

Образование _высшее

Специальность _воспитатель

Стаж педагогической работы _12лет

Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________

Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

Дата начала работы над темой 2017г.

Предполагаемая дата окончания работы 2018г .

Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность.

_______________________________________________________________________________________________________

Задачи:

выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх

- развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Повысить собственный уровень знаний

Пояснительная записка

Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

с педагогами

с родителями

сентябрь

Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

Дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);

Дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

- Осенний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

Сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной л

Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

«Пушок» Г.Скребицкого.

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Консультация для родителей:

- «Каждый ребенок - индивидуальность!»

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;

- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы.

- «Охрана зрения и слуха».

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

Работа с загадками. Составление загадок.

Консультация для педагогов.Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

- Загадки-складки о профессиях;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».

Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Консультации для родителей:

- «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка».

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Квартальный отчет в виде презентации

Консультации для родителей:

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Консультации для родителей:

Призентация для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

- Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет».

Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация

- «Детские игры – дело серьезное».

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:

- занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры – инсценировки;

- досуговые игры;

- подвижные игры;

- музыкально-хороводные игры;

- наглядно – информационный метод;

- анкетирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- оформление уголка «Для Вас, родители»;

- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.

Практические выходы :

1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

2. Оформление папки-передвижки. Тема:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

- «Как избежать школьных неудач» .

Оформить центр речевого развития детей.

3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов.

4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители

5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра»

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА : « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕ-СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«УМКИ» Смолко Е.В.

Обоснование:

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:

    Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.

    Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

    Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

    Работа над культурой и техникой речи детей.

    Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

    Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

    Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

    Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формирование потребности в самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка

целей и задач.

Планирование работы по самообразованию.

Теоретическое изучение проблемы.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

Разработать систему работы по формированию у детей художественно-

образных исполнительских умений.

Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.

Подведение итогов самообразования.

Татьяна Шу
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации.

Тема : ""

План профессионального развития (самообразования ) педагога в межаттестационный период.

Цель : Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра .

Задачи :

1. Обеспечить развивающую среду , насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров , способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения . Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм .

Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества , имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления , развитие творческих качеств личности . Одним из путей, по которому развивается детское творчество , является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра . Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей . I этап (1 год) - подготовительный. 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению . М. Линка-Пресс, 2003г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. -М : издательство «Гном и Д» , 2001-96.

Олифирова Л. А. Солнышко смеётся : сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников . М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду . Для занятий с детьми 3-4 лет».

В. Н. Волчкова,

Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников» .

2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей раннего возраста ".

3. Подготовка плана и программы кружка "Маленькие артисты".

4. Проведение театрализованных игр : "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".

5. Развитие предметно-пространственной среды в группе :

Изготовление кукол-оригами для театра ,

Конкурс "Игрушка для театра своими руками ";

Изготовление ширмы для театра .

Изготовление костюмов для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка".

6. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности ".

7. Подведение итогов работы за год. Показ спектакля родителям "Теремок".

II этап (2-3 год) - основной.

1. Изучение опыта педагогов ДОУ, 2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2. Подготовка плана работы на 2 года .

Работа с детьми :

1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности , в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх , художественной деятельности .

2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития театральной деятельности детей .

театров из бросового материала.

Работа с родителями.

1. Мастер-класс. "Театрализованные игры дома ".

2. Участие родителей в проекте (кружке) .

3. Родительское собрание "Игра не забава".

4. Подготовка консультаций по темам : ""., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр развитии дошкольника ", "Развитие у детей

Работа с детьми :

1. Театральное представление по сказкам на утренниках в детском саду.

2. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.

3. Подготовка открытого мероприятия для отчета.

Работа с родителями :

1. Подготовка консультаций по темам : "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников "., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр из бросового материала", "Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника ", "Развитие у детей сценического искусства", "Воспитание дружеских отношений в игре" и др.

2. Оформление тематических стендов.

3. Подведение итогов работы за отчетный период. 1. Открытое мероприятие. 2. Фотоотчет.

3. Мастер-класс «Театрализованные игры дома » .

III-этап (4 год) - итоговый.

Анализ созданных педагогических условий для развития .

Самореализация :

1. Подготовка плана работы на год .

2. Семенар-практикум для педагогов : Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей .

3. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия .

4. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей и пр.

5. Презентация по итогам работы за отчетный период.

Работа с детьми.

1. Составление диагностических карт детей дошкольного возраста. Диагностика.

2. Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок .

3. Подготовка утренников.

4. Участие в проведении утренников других групп.

Работа с родителями.

1. Изготовление костюмов для постановок.

2. Проведение совместных утренников. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

3. Пополнение оснащения центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста .

4. Оформление различных видов театра из бросового материала.

5. Оформление тематических стендов : Подготовка консультаций для родителей по следующим темам :

«Развитие у детей сценического искусства» ,

«Воспитание дружеских отношений в игре» .

1. Открытое занятие.

2. Презентация.

3. Оформление различных видов театра , пополнение центра эстетического развития .

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию фотоотчёт моей углубленной работы. Я работаю по теме «Театрализованная деятельность - средство.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Моделирование и конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №2

План работы по самообразованию

« Театрализованная деятельность

как средство развития речи

у детей старшего дошкольного возраста »

Сроки реализации: сентябрь – май

2017 - 2018 учебный год

Выполнила: воспитатель Швалева О.В.

г. Миасс

Сроки реализации:

сентябрь – май

2017 - 2018 учебный год

Фамилия, имя, отчество педагога:

Швалева Ольга Васильевна

Тема самообразования:

« Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста »

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Цель:

Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.

3. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

4. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

5. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат :

    Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

    В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

    Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.

    Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

    Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

    Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Этапы реализации

Мероприятие

Сроки реализации

Форма представления результатов

Методическая литература,

интернет-ресурсы

Подготовительный

(теоретический)

Сбор информации по данной проблеме

Изучение литературы по данной теме.

Проведение диагностики детей в группе.

Проведение анкетирования с родителями: «Связная речь дошкольников»

Разработка перечня необходимого оборудования для театрального уголка, уголка ряжения, уголка психологической разгрузки.

Оформление центра

речевого развития.

Разработка плана работы с детьми.

Разработка проекта с участием родителей «Театр своими руками»

Разработка конспекта НОД «Путешествие в сказку».

Разработка конспекта НОД « Знакомство с театральными профессиями »

Разработка конспекта НОД «Что такое театр?»

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Октябрь,

Май

Сентябрь, Май

Сентябрь-декабрь

Ноябрь

Октябрь

Февраль

В течение года

Демонстрационный материал

Методический материал

Мониторинг

Анкеты

Изготовление игр и картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; театрализованные игры, этюды.

Конспекты

Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003

Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Синицын Е. Б. «Умные сказки». М.: Аист, 1998г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». М.: Аркти,2002г.

Ерофеева, Т.И. «Игра-драматизация //Воспитание детей в игре"

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Практический

(реализация)

Обобщающий (подведение итогов)

Образовательная деятельность с детьми

Создание театрального уголка с различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный, театр на фланелеграфе, театр из стаканчиков, киндер сюрпризов,

театр резиновой игрушки, масочный театр.

Создание литературного уголка.

Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

Обыгрывание этюдов; театрализованных игр; рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок.

Игры – драматизации

Использование технологии

«сказкотерапия»

Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?»

Организация выставки работ детей «Что такое театр»

Театральная неделя

Оформление группы ко дню театра

Постановка спектакля «Теремок» Инсценировка стихов по произведениям С. Я. Маршака.

Развлечение «Путешествие в сказку»

Изготовление атрибутов к театрализованным играм.

Образовательная деятельность с родителями

Анкета «О развитии речи Вашего ребенка»

Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-6 лет»

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.

Проект с участием родителей «Театр своими руками»

Консультации:

«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

Семинар-практикум «Изготовление костюмов, масок и других атрибутов своими руками для разных видов театра в театральный уголок».

Оформление фотогазеты: «Театр- наш друг и помощник» ».

Совместное развлечение с детьми «Путешествие в сказку»

Повторное диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей.

Картотека пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок.

Картотека дидактических игр по развитию речи.

Ноябрь-февраль

Октябрь-декабрь

Ежедневно

Октябрь-май

В течение года

В течение года

Февраль

Апрель

Апрель

Май

Ноябрь

Март

В течение года

Сентябрь,

Май

Ноябрь

Ноябрь

Февраль

В течение года

Январь

Май

Март

Май

Май

Оформление картотек

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов.

Портреты детских писателей, поэтов.

Детская художественная литература по жанрам.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.

Картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Картотека

Конспект НОД по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Картотека

Выставка работ «Театр своими руками»

Выставка творческих работ детей

Показ спектакля "Теремок" детям младших групп

Атрибуты к театрализованным играм.

Анкета

Доклад

Выставка

Презентация проекта

Папки-передвижки

Участие в конкурсе чтецов «Творчество С. Я. Маршака» (театрализация)

Участие в конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной» (театрализация)

Театральный уголок

Уголок ряжения

Литературный уголок

Речевой центр

Смотр уголков психологической разгрузки

Уголок психологической разгрузки


Top