Орксэ семейные праздники конспект и презентация. Проект по орксэ на тему «семейные традиции

Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель : Иконникова Ольга Александровна

Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.

В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.

Одна из таких традиций - поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.

А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.

Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи - это тоже традиция нашей семьи.

Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.

Мы любим всей семьей активный отдых.

Зимой это - лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.

Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.

Летом - походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).

Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.

Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.

Семья дает главное - то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи - это психологический тыл, защита, убежище.

Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовой проект

на тему

Православные праздники

Работу выполнила

Андреева Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55» г.Чебоксары

Научный руководитель:

Бычков Вениамин Иванович,

кандидат пед. наук, доцент

Чебоксары – 2017

Проблема : дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой, поэтому утрачено понимание сущности православных праздников.

Цель: формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.

Задачи :

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Разработка плана маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной готовности педагога к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Конечный продукт :

Содержание

Введение

Глава 2. Христианство

2.1.История христианства

2.2. Православные праздники

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Заключение

Список литературы

Введение

Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.

Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель исследования заключается в том, чтобы проследить историю возникновения и становления некоторых православных праздников.

Задачи исследования: дать общую характеристику народных праздников православных славян; выяснить, какие традиции сохранились до наших дней, а также способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Глава 1. Духовное развитие человека

Проблема духовного развития - одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т. п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствуют проводимые в нашей школе уроки по курсу «ОРК и СЭ», модуль «Основы православной культуры», цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

Самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник - сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой - к конкретным объектам.

Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во-вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

Глава 2. Христианство

2.1. История христианства

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями . Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основы: - Вера в единого всемогущего всеведущего Бога единого в Троице.

Вера в абсолютную благость Бога и любовь Его ко всем людям.

Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения , когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники. Главным праздник христианства, является Пасха , или светлое Воскресение Христово. Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Таинства: Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом.

2.2. Православные (великие) праздники

Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 40 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т. е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Рождество Христово

Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник - это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла на встречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11)

На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, какой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).

На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства вербы.

Один из древних обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.

В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.

Еще было поверие, что верба обладает целебной силой и люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки. А во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.

Праздник «Входа Господень в Иерусалим» используется церковью для того, чтобы еще раз напомнить верующим о спасителе человечества, о его «великой миссии», еще раз убедить христиан о божественности Христа.

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Великий православный праздник – Пасха.

    Что такое Пасха?

    Посещение театра или выставочного центра

    Праздник в классе «С великой Пасхой»

    Пасхальный перезвон на Светлой седмице

Беседа

Экскурсия

Творческая мастерская (изготовление поделки, игры, конкурсы)

Посещение церкви (колокольни)

2 класс

Рождество Христово

    Когда наступает праздник Рождества? А что такое Рождество?

    Изготовление поделок

    Рождественские игры

Беседа

Творческая мастерская

Спортивные игры на стадионе

3 класс

Масленица

    Масленица – Православный праздник?

    Посещение библиотеки (школьной или детской)

    Подготовка и проведение веселого гуляния «Гори, гори ясно!»

    Конкурс рисунков «А вот и Масленица»

Беседа

Тематическое занятие

Театрализованная программа (игры, конкурсы, чаепитие с блинами)

Творческая мастерская

4 класс

Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим

    Великий пост и Вербное воскресенье – есть связь?

    Посещение церкви на Великий праздник.

    Что нового я узнал (услышал, увидел)?

Подготовка презентации

Мини-конференция

Заключение

Главной нашей целью является формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции, воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное и нравственное развитие. На таких мероприятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Я взяла эту тему «Православные праздники» с целью обобщения целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции. Для реализации этого проекта были взяты такие праздники как Рождество, Пасха, Масленица и Вербное воскресенье и расписаны на 4 года обучения. В нынешнем учебном году у меня 3 класс, и три мероприятия из этого списка совместно с родителями уже проведены. Я думаю, можно еще внести изменения, и они, скорее всего, будут. Работа в этом направлении обязательно продолжится.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки. Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.-31с.

2. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.

3. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.

4. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.

5. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».

6. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

7. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.

8. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.

9.«Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.

10. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.

11. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

12. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.

13. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.

14. Настольная книга православного человека. Советы священника/ Отец Вадим. - 2007. - 512с.: ил.

15. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.- 240 с.

16. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX вв. Религия и мир. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

Конспект урока+презентация по ОРК СЭ на тему: "Семейные праздники"

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»

Тема
«Семейные праздники»

Разработала: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики)

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели:

    Формирование нравственной культуры детей.

    Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях.

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение.

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Формирование УУД:

Планируемые результаты урока: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; метапредметные (овладении е способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные дейтвия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предметные (формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе)

Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012; мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация на тему: «Семейные праздники»; раздаточный материал, письменные принадлежности.

Ход урока:

    Организационно-мотивационный блок.

    Орг.момент

Слайд 2 - Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.

    Актуализация знаний.

Какие правила этикета должен знать каждый?

Мы очень часто ходим в гости, или принимаем у себя гостей. - А как вы думаете нужно ли соблюдать правила этикета в гостях? Когда принимаем гостей?

Слайд 3 -Давайте вспомним сказку о Винни-Пухе. Соблюдал ли он правила этикета в гостях у Кролика?

    Постановка учебной задачи.

Ребята, а в какие дни мы чаще всего ходим в гости?

Слайд 4. - Ребята, посмотрите на слайд с фотографиями. Что их объединяет?(Ответы детей: Это праздники)

Вы любите праздники? Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.

Слайд 5. Загадки.

У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

В этот день стихи читаем,

В классе чай с печеньем пьем,

Всех мальчишек поздравляем,

Им подарки раздаем.

Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

Праздник любви, шоколада, внимания,

Праздник «сердечек» и обниманий.

Дарят мальчишки девчонкам конфеты,

Пишут мальчишки стихи и сонеты.

Дарят девчонки мальчишкам сердца,

Пишут слова о любви без конца.

Праздник такой - просто причина

Признаться в любви. Это... (день Валентина)

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

Мы сегодня выступаем,

Грустные стихи читаем

В память тех, кто погибал,

Молча встанет целый зал.

Праздник скорбный и счастливый,

Я других таких не знаю...

Вечером салют красивый

Известит: «С 9-м... (мая!»)

Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом - наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

Этот праздник отмечают

Те, кто космос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

День сегодня не простой,

С девочками в день такой

Драться перестанем,

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

Молодцы!

А как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О праздниках)

Как вы думаете, что такое праздник?

Как вы думаете, что предстоит нам узнать на уроке? (Какие бывают праздники, как вести себя во время проведения праздника, как правильно преподносить подарки, как выбрать подарок?)

    Постановка проблемы.

Групповая работа.

Мы с вами отгадали загадки о праздниках, а теперь объединитесь в группы, возьмите листы с таблицами, которые лежат у вас на столах, и распределите праздники, о которых мы говорили по группам.

Государственные

Профессиональные

Религиозные

Семейные

    Информационно-аналитический блок

    Совместное «открытие» новых знаний.

Обсуждение - фронтальный опрос.

Какие государственные праздники вам известны? Почему они называются государственными?

Какие профессиональные праздники вы знаете?

Какие религиозные праздники вам знакомы?

Какие семейные праздники вы знаете?

Как вы думаете, как и зачем возникла традиция праздновать?

Ответить на эти вопросы вам поможет учебник (стр.58-59). Прочитайте текст самостоятельно.

Что нам известно о возникновении традиции праздновать?

Более подробно вам об этом расскажет…

Слайд 6 - Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Слайд 7 - И слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

Слайд 8 - Первое упоминание о Москве появилось в летописях именно благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий.

Слайд 9 -Что же такое праздник в наше время?

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

А как сейчас мы можем отмечать праздники?

А какие праздники сочетают в себе и то и другое?

Слай10 - А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

Слайд 11 – Так же и в нашем городе проводится праздник в честь этого дня, где чествуют создание новых семей и семьи, которые прожзили долгую семейную жизнь.

Давайте каждый из вас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это «Я». А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

Что вы можете рассказать о своих семейных праздниках?

    Физ. минутка.

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали, плясали,

Дни недели – посчитали.

    Информационно-аналитический блок (продолжение)

    Закрепление

Работа в паре.

У вас на столах лежат листочки, рассмотрите их. Что там написано? Соедините стрелочками части пословиц.

Семья – печка:

коли в семье лад.

В семье любовь да совет,

как холодно, все к ней собираются.

Не надобен и клад,

и сердце на месте.

Когда семья вместе,

когда над ней крыша одна.

Семья сильна,

так и нужды нет.

Как вы понимаете эти пословицы?

- Ребята, а что особенно приятно нам получать на праздники?(подарки)

Чтобы от праздника остались только приятные впечатления и все были довольны необходимо соблюдать несколько простых правил.

Слайд 12 - Как можно пригласить гостей?

Пригласить гостей можно по телефону, по электронной почте, при помощи открытки – приглашения. Главное - приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.

Слайд 13 - Как вы думаете, как принимаются подарки?

Принимают подарок стоя, а не сидя;

Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

Подарок желательно рассмотреть;

Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Слайд 14 -Как выбрать правильно подарок (продолжи предложение):

Выбирая подарок, подумайте, будет ли он...

Самодельный подарок должен быть...

Подарки должны быть...

- «Живые» подарки обсуждают...

Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому…

Слайд 15 -Скажите, а как нужно себя вести за столом во время праздника?

Сидеть за столом надо прямо.

Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.

Никогда не бери нож в рот.

Не ковыряй вилкой в зубах.

Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.

Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.

Есть надо спокойно, не торопясь.

V . Домашнее задание

VI . Оценочно-рефлексивный блок

Выразите свои впечатления от урока

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Список литературы:

1. учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012
Интернет ресурсы:
1. http ://ru .wikipedia .org
2. festival .1september .ru
3. pedsovet .org

Просмотр содержимого презентации
«Семейные праздники»

Выполнила: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики»

Тема «Семейные праздники»

4 класс






Когда появились праздники?

- ПРАЗДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ ОЧЕНЬ ДАВНО, И ЛЮДИ ВСЕГДА САМИ СОЗДАВАЛИ ИХ. ЕЩЁ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ПРАЗДНИКИ БЫЛИ НЕ ТОЛЬКО РАЗВЛЕЧЕНИЕМ – ОНИ ВОСПИТЫВАЛИ, ПРОБУЖДАЛИ В ЛЮДЯХ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО, ПОЗВОЛЯЛИ РАССЛАБЛЯТЬСЯ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СВОБОДНЫМИ. КАК ИЗВЕСТНО ИЗ ИСТОРИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ ОТНОСИЛАСЬ К ЧИСЛУ ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ СЛАВЯН.







Правила этикета (как пригласить гостей)

*Пригласить гостей можно по телефону

*по электронной почте

*при помощи открытки –приглашения.

Главное - приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.


Правила этикета (для получающего подарок)

*принимают подарок стоя, а не сидя;

*улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

*подарок желательно рассмотреть;

*любой подарок принимают с радостью;

*если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.


Правила выбора подарка

*Выбирая подарок, подумайте, будет ли он...

*Самодельный подарок должен быть...

*Подарки должны быть...

*«Живые» подарки обсуждают...

*Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому...


Правила этикета (за столом)

*Сидеть за столом надо прямо.

*Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.

*Никогда не бери нож в рот.

*Не ковыряй вилкой в зубах.

*Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.

*Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.

*Есть надо спокойно, не торопясь.



Список литературы: 1. «Основы светской этики. 4-5 классы»: М,: Просвещение, 2012. Интернет ресурсы: 1. http: //ru.wikipedia.org 2. festival.1september.ru 3. pedsovet.org

Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Урок по теме:

«Семейные праздники»

4 класс

Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Составил: учитель начальных классов

Огнёва Ирина Яковлевна

П. Айхал, 2016г.

Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Оборудование:

  1. Учебное пособие
  2. Мультимедийная установка
  3. Презентация по теме урока
  4. Раздаточный материал
  5. Иллюстративный материал

Методы и приемы работы:

1. Беседа

2. Работа с учебником

3. Побуждающий диалог

4. Работа с иллюстративным материалом

5. Работа с аудио-, видеоисточниками

6. Словарная работа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).

Загадки.

1. В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

2 Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом - наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери

3. Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

4. У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

5. В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

6. Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

7.Этот праздник отмечают

Те, кто кос мос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

8. Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

Усвоение новых знаний.

Какое слово получилось в выделенном столбце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? (о праздниках)

Праздников много бывает на свете!

Их любят взрослые, любят и дети.

В праздник танцуют, в праздник поют,

В праздник волшебных сюрпризов все ждут!

Загадка

Без чего на свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …..(семья)

Каким праздникам уделим внимание? (Семейным)

Слайд 3 Тема урока? Как вы думаете, о чем узнаете? Открыли тетради, записали число и тему.

Слайд 4.

Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)

Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.) Словарь Ожегова

Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)

Работа с учебником.

Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)

Когда они появились? Вам интересно?

В учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)

О чем прочитали в 1 –м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)

Слайд 5 - Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Слайд 6 Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Слайд 7

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

Запишите на своем листке по- вашему, что такое праздник?

Как вы думаете, для чего нужны праздники?

Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6. Я вам помогу ответить на этот вопрос.

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

6. Учащиеся выполняют задание.

Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

Запишите в своих тетрадях,начиная со слов «Праздник нужен для …..»

Давайте вспомним самые распространенные праздники.(новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)

Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные.

Прочитайте 2-й абзац в учебнике (стр. 59)

Какие бывают раздники?

Государственные Общественные Семейные

Работа в группах (каждой группе выдается лист А3 с перечнем разных праздников, клей, ножницы)

Ребята, вы должны организовать работу в своей группе и представить ваш продукт деятельности. Из списка праздников вы выбираете вам нужный, вырезаете и приклеиваете на лист.

Защита групповых работ.

Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.

А что такое семья? (ответы детей)

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

– Что общего у рода и у семьи– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами??(Семья – это группа живущих вместе близких родственников.Объединение людей, сплочённых общими интересами.)

Слайд 8 - А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте 3-4 абзац на стр.59.

О чем прочитали?

Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

Работа в парах. Правила выбора подарка (продолжи предложение):

Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)

Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)

Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)

- «Живые» подарки обсуждают...

Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)

Давайте немного поиграем. Игра

Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы

1. Бабушке на юбилей

2. Другу на день рождения

3. Тете на именины

6. Сестре на Новый год

Слайд 15 - А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа». (Чтение отрывка.)

«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.

– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».

– Доброе утро Иа! – сказал Пух.

– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.

– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.

– Почему? Что случилось?

– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.

– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.

– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

– Повтори-ка, повтори, - сказал он.

– Поздрав…

– Минуточку…

С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.

– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.

– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.

– Это ты меня?

– Конечно, Иа-Иа.

– С моим днём рождения?

– Да.

– Значит у меня настоящий день рождения?

– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.

– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.

– Теперь говори.

– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.

– Мне?

– Да.

– К дню рождения?

– Конечно!

– Значит, у меня получается настоящий день рождения?

– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».

Давайте вспомним о подарках, которые в свой день рождения ослик Иа-Иа.

Всем ли подаркам он был рад? (ответы детей)

Показал ли он это своим видом? (ответы детей)

Чей подарок оказался самым нужным? (ответы детей)

Слайд 9 Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.

Принимают подарок стоя, а не сидя;

Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

Подарок желательно рассмотреть;

Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Если праздник устраиваем мы сами, что необходимо знать?(Ответы детей) Предлагаю вам прислушаться к полезным советам:

1.Красиво оформить приглашения

2. Украсить дом

3.Продумать меню

4.Продумать игры и развлечения.

Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)

Прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос «Что может испортить праздник?» (Если остается время) - А теперь давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы праздник удался и составим памятку на своих листочках.

Итог урока . Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, то о чем мы планировали узнать, узнали? Работу,которую мы провели, важна для нас?

А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор, который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.

Домашнее задание.

По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»

Урок ОРКСЭ по теме: «Семейные праздники и традиции»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.

Задачи:

Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.

С пользой время проведем, о близких речь мы поведем.

2.Введение в тему урока .

Слово учителя:

Попробуйте определить тему урока, выполнив несколько заданий.

а) Логические задачи.

1) В одной семье у двух сестер по одному брату у каждой. Сколько детей в семье? (3 детей)

2) Сын с отцом, да сын с отцом,
И дедушка с внуком.

Сколько их всего? (3)

б) Назови одним словом:

Отец, мать - …. (родители)

Сын, дочь - …. (дети)

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)

в) Отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3. Знакомство с новым материалом.

Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.

    Это группа живущих вместе близких родственников;

    Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл.(Приложение 1)

Работа в группах .

На что и клад

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Как вы думаете, все ли семьи одинаковые?

Чем же одна семья отличается от другой?

Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Какова тема урока?

Сформулируйте цели урока.

На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?

На доске запись:

ЧТО … такое традиции?

КАК … появились?

ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?

Что такое традиция?(Работа со словарём)

А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?

1.Семейный альбом.

Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Кто хозяин этого альбома?(дети рассказывают о своей семейной традиции)

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Загляните в семейный альбом

Игра «Угадай кто на фото»

2.Генеалогическое древо.

Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.

«Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего

отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…

(Рассказы детей о своих родословных, рисунки генеалогических деревьев)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3.Семейные династии.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии(рассказы детей)

4.Семейные реликвии.

В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- А какие семейные реликвии есть в вашей семье? (рассказы детей).

5. Забота о родителях.

Притча «Корзину-то возьми» (приложение 2)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

Игра.»Аплодисменты».

Встаньте, те:

Кто похож на маму?

Аплодисменты!

Кто похож на папу?

Аплодисменты!

Кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

В чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

У кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

К кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

Кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

Кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

6.Проведение семейных праздников и торжеств.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно начиная с . Провозглашён .

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

Что стало его символом? (ромашка)

На праздниках принято дарить подарки.

Игра « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (мнения детей). Докажите.

В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

(показ презентации « Из жизни класса»)

Итог урока.

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.

Итак, для чего нужны семейные праздники?

Что такое традиция?

Итак, семейные традиции:не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Давайте семейные традиции чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Составление синквейна (работа в группах) (Приложение 3 )

1 гр. СЕМЬЯ 2 гр. ТРАДИЦИИ 3 гр. ПРАЗДНИКИ

Рефлексия.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони.

Перед вами яблоня- я предлагаю сорвать яблоко, которое соответствует вашему настроению.

В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Заключительная песня "Маленькая страна ".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.


Top